Как распознать сенсорную перегрузку

В стимулирующей среде, которая поощряет познавательную активность ребенка, он быстрее учится и развивается. Но иногда стимулов, событий, новых впечатлений оказывается слишком много, что приводит к сенсорной перегрузке. Как она проявляется в поведении ребенка? Почему лучше его не перегружать? На что опираться родителям в поисках баланса между активными занятиями и отдыхом, который подходит именно их ребенку?

Что такое сенсорная перегрузка

В ситуации, когда ребенок получает слишком много впечатлений в единицу времени (новых людей, картинок, звуков, ощущений или других сигналов от органов чувств), его мозг и нервная система перестают справляться с нагрузкой. Именно это состояние и называется сенсорной перегрузкой.

У маленького ребенка такое состояние может вызвать, например, день рождения или другой семейный праздник, когда много незнакомых ему людей по очереди берут его на руки, пытаются поиграть и развлечь. Перевозбужденные дети, как правило, капризничают, чувствуют себя усталыми и разбитыми. Постарайтесь на время обеспечить малышу спокойную, тихую и по возможности знакомую обстановку, если заметили, что ему тяжело.

Как распознать сенсорную перегрузку

Маленькие дети достаточно явно демонстрируют признаки нервного перевозбуждения. Распознать, что нервная система перегружена, можно по характерным признакам. Малыш в возрасте до 1 года, например, может:

  • капризничать или проявлять признаки усталости;
  • плакать больше, чем обычно;
  • казаться расстроенным, стараться отворачиваться;
  • сжимать кулачки, махать руками или пинаться;
  • его движения могут стать резкими, «дергаными».

У детей более старшего возраста на сенсорную перегрузку могут указывать и другие внешние признаки:

  • ребенок выглядит усталым, капризным и расстроенным;
  • он плачет и при этом не может объяснить причину своего плача, ему трудно описать свои чувства;
  • он бросается на пол в слезах или в гневе;
  • говорит, что не хочет продолжать заниматься тем или иным делом;
  • отказывается от простых привычных действий — например, не хочет садиться в детское кресло в машине.

У каждого ребенка может быть свой набор признаков сенсорной перегрузки, и со временем родители учатся их распознавать.

Поиск баланса между стимулированием и покоем

В первые 5 лет жизни детский мозг развивается быстрее, чем в любой другой период жизни. Опыт, полученный малышом в первые годы, — все, что он видит, слышит, трогает, нюхает, пробует на вкус, — стимулирует развитие мозга, помогая ему создавать миллионы новых нейронных связей.

А значит, маленьким детям нужна стимулирующая среда, где они могут выбирать, чем заняться, играть и учиться разными способами, применять на практике полученные знания.

Однако это не означает, что нужно дни напролет пытаться привлечь внимание ребенка игрушками или другими раздражителями. Младенцам и маленьким детям необходимо проводить часть времени в тихой, предсказуемой и привычной обстановке.

Детям полезны спокойные занятия в одиночестве, им нужно дать возможность исследовать окружающий мир так, как им удобно, в собственном темпе. В этом случае они учатся занимать себя самостоятельно, определять, когда пора сделать паузу, и придумывать, чем заполнить такие паузы, чтобы восстановить психическое равновесие.

Умение занять себя — важный жизненный навык, развивая который, мы помогаем детям в их стремлении стать самостоятельными взрослыми.

Что могут сделать взрослые, если ребенок перегружен

Если вы заметили, что малыш перегружен впечатлениями, переместите его в тихое место, где ему будет легче успокоиться. Например, отнесите в кроватку или отведите в детскую комнату. Если вы с ребенком окажетесь в этот момент на прогулке, попробуйте положить его в коляску и накрыть легкой накидкой или одеялом.

Младенцу можно помочь, запеленав его, — так уменьшается интенсивность физических ощущений и снижается нагрузка на нервную систему. Также малыш быстрее успокоится, если носить его ближе к телу (например, в слинге или эрго-рюкзаке), когда вы занимаетесь повседневными делами.

Помочь детям старше 1 года справиться с сенсорной перегрузкой можно разными способами.

  • Прежде всего, постарайтесь сохранять спокойствие сами. Это, в свою очередь, поможет быстрее успокоиться ребенку.
  • Уменьшите уровень шума и откажитесь на время от активных занятий. Выключите телевизор и уберите подальше другие экраны, отведите малыша в его комнату или позвольте ему быть рядом с вами, если так он лучше себя чувствует.
  • Помогите ему назвать те чувства, которые сейчас он выражает своим поведением. Например, попробуйте сказать: «Я вижу, что ты расстроен(а)» или «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь себя подавленным/уставшим/перегруженным».
  • Попробуйте найти успокаивающее дело, которым можно заниматься вместе с ребенком. Можно почитать ему книжку, полежать рядом, спеть пару тихих песен или просто погладить по спине. Когда малыш успокоится, дайте ему немного времени поиграть самостоятельно.
  • Если он говорит, что не хочет заниматься чем-то конкретным, попробуйте понять, что именно ему не нравится в этой деятельности. Обсудите свои догадки с ребенком позже, когда он будет в более спокойном настроении.

Если из-за стресса, вызванного сенсорной перегрузкой, ребенок демонстрирует проблемное поведение, почти всегда можно «переключить» его и привести в чувство, сменив обстановку.

Как определить подходящий уровень активности

Все дети разные, поэтому не существует единственно верного ответа на вопрос о «правильной дозировке» внешних стимулов. Каждый ребенок по-своему справляется с тем или иным уровнем возбуждения.

Некоторые дети справляются с перегрузками хуже, чем другие. Особенно легко сенсорная перегрузка возникает у сверхчувствительных и гиперактивных детей, а также у детей с аутизмом.

Как реагирует на перегрузку именно ваш ребенок, можно понять по его поведению. Внимательно наблюдайте за его реакциями и помните, что умеренность во всем — лучшая стратегия.

В случае с младенцами и тоддлерами можно добиться хорошего результата, если давать им достаточно времени для спокойных игр или отдыха в дополнение к дневному и ночному сну.

Позже, когда ребенок пойдет в школу, он наверняка получит пользу от одного-двух дополнительных кружков или секций — но тех, которые действительно важны для него. Спорт, музыка и другие занятия по интересам — отличный способ получать новые навыки, заводить друзей и развивать свои способности. Но если на дополнительную нагрузку вне школы уходит слишком много ресурсов, скорее всего, ребенку не будет хватать времени для игр и отдыха, и тогда ему будет сложно справляться с учебой.