Каждый ребенок особенный, все дети равные

Каждый ребенок особенный, все дети равные

Методические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ

Е.Н.Сидорина - 2021 г.

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. 

Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе, и от того, в каких условиях будет развиваться ребенок, насколько ему помогут взрослые, зависит его будущее.

Все чаще и чаще мы слышим и сталкиваемся с «особыми детьми», данные за последние годы констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. 

По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. При этом, согласно статистике Министерства просвещения РФ, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет на пять процентов.

Ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свои возможности и свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в специально созданных для него условиях. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»   от   29 декабря 2012г.  № 273-ФЗ  обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Развитие и образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.  

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. 

На родителей таких детей, так же,  ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребенком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями  выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

Все это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. 

Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. 

Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. 

Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия —нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами.  Если врач все же пропишет антидепрессанты,  не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребенок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своем горе, не замыкаются в нем, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку!

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
•    Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
•    Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
•    Дарите ребенку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
•    Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
•    Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
•    Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
•    Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
•    Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
•    Учитесь отказывать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
•    Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
•    Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками.
•    Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
•    Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
•    Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
•    Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
•    Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упреками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.
•    Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
•    Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
•    Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
•    Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
•    Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
•    Помните, что ребенок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
•    Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом.
•    Диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее.
•    Чем раньше начнете занятия со специалистами, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.
•    Специалисты, которые помогут вашему ребенку: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед.
•    Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 4 до 7 лет.
•    Чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
•    Документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с ЗПР — заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра.

Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением речи
•    Диагноз ставится врачом-логопедом.
•    Специалисты, которые помогут вашему ребенку: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
•    Для детей с нарушением речи существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 4 до 7 лет.
•    Чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
•    Документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с нарушением речи — заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, невролога (для детей с общим недоразвитием речи).
•    Заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра (для детей с заиканием, дизартрией, задержкой речевого развития).

Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
•     Диагноз ставится хирургом-ортопедом.
•    Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 2 до 7 лет.
•    Чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
•    Документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — заключение хирурга-ортопеда.

Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением зрения
•     Диагноз ставится врачом-окулистом.
•    Для детей с нарушением зрения существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 3 до 7 лет.
•    Чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). для детей с нарушением зрения — заключение окулиста.

Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением слуха
•     Диагноз ставится врачом-отоларингологом.
•    Для детей с нарушением слуха существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 3 до 7 лет.
•    Чтобы попасть в специализированное дошкольное учреждение необходимо обратиться в городской сурдологический консультативно-диагностический центр или к доктору-специалисту.
 

Кто такой дефектолог?

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. 
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
  • олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
  • тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
  • логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Основные отличия дефектолога от логопеда.

  • Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  • Дефектолог стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  •  Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста.

Зачем нужно специально заниматься с ребенком?

Уважаемые родители! Пожалуйста, помните, что:

«Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

«Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их, не прячьтесь от них!

У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные! Одним «медведь на ухо наступил», у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья, мы ставим перед собой задачу максимально развивать их познавательные возможности, подготовить к обучению в школе и к самостоятельной жизни в будущем

Мы можем обучать ребенка в процессе специально организованного занятия, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило с ребенком во время посещения врача. Кроме того умения переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.

Часто получается так, что навык отработанный на занятии, оказывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра оказывается менее развитой, чем его «академические навыки». И хотя ребенок правильно использует игрушки, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет.

Не случайно большое внимание уделяется сюжетной игре, обычно дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них не было. Общение со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Поэтому большая просьба уделить этому значительное внимание. Именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.

Как заниматься с ребенком?

Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность, так как мышление в этом возрасте имеет предметный характер. 

Выберите подходящее для занятий время (в течение дня) и проводите их регулярно.  Постепенно ребенок привыкнет, и будет относиться к ним как к чему-то обязательному в своей жизни.

Проверьте, правильно ли стоит стол и стул, удобно ли сидеть малышу.

Лицо взрослого, проводящего занятие, должно быть хорошо освещено.

По ходу занятия мягко корректируйте позу ребенка, помогайте её удерживать. Важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза. 

На начальном этапе обучения можно и нужно использовать совместное выполнение задания, когда рука взрослого расположена на руке ребенка и его пальцах; с каждым следующим занятием эта помощь взрослого постепенно уменьшается.

Короткие занятия значительно эффективнее продолжительных, так как ребенок ИМЕЕТ ПРАВО быть повышенно утомляемым.
Необходимо чередовать различные виды деятельности, такие, как, например, раскрашивание (рисование), физминутки, дидактическая (обучающая) игра с картинками, игрушками,  пальчиковые игры, пение, конструирование, прослушивание детских песен, музыки, сказок и так далее. 
Каждое задание, выполненное ребенком, даже попытка выполнить его самостоятельно  должно сопровождаться положительной оценкой – это создает у него желание продолжать занятие.
Начинать нужно с легкого задания, доступного и понятного, знакомого ребенку. Чередуйте трудные и легкие задания. Если ребенок категорически отказывается выполнять задание, не настаивайте в данный момент, отложите его на некоторое время. Выясните причину, возможно на данном этапе развития  выполнение такого рода заданий ребенку пока недоступно.
Часть занятий следует проводить в «учебной» обстановке, другие – в игре, на прогулке, при выполнении отдельных домашних дел.
Взрослому следует проявлять гибкость в организации занятий с тем, чтобы не вызвать у ребенка негативного отношения к учебе; необходимо постоянно искать пути и приёмы, позволяющие сделать обучение ребенка результативным, привить ему необходимые навыки в повседневной жизни, тем самым способствуя его интеллектуальному развитию.
 Важной предпосылкой успешного обучения в школе является сформированность познавательной деятельности.

Как сделать занятия привлекательными для ребенка?

1.    Самое первое условие - эти задания должны нравиться вам самим.
2.    Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка.
3.    Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.
4.    Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».
5.    Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытаться решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. Поняв, что играть с вами интересно, ребенок через некоторое время согласиться вернуться к занятиям за столом.

Как обучать ребенка в быту?

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья руками, мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.
Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражания вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами.
Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ними все, что вы делаете.
Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за то, что он сделал, а также за попытки помочь вам.

Играем вместе!
Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять родителям принципы  «обучения».
Развитие речи
1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
4. «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут…  на елке.)
5. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

«Пирожки»

Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку.
Всех друзей я в гости жду.
1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца;
2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты);
3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

«Дятел»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;
2. - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;
3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево;
4. пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

«Стирка»

Мы бельё стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили -
То-то стало весело!
1. Тереть один кулачок об другой;
2. движения ладонями вправо - влево;
3. сжимать - разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья;
4. поворачивать кисти рук из стороны в сторону, пальцы разведены в стороны ("фонарики").

«Радуга»

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам вёдрышка.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко, Колоколнышко!

1.Раскрытыми ладонями, с растопыренными пальчиками рисовать движение полукруг, из одной стороны в другую;
2. раскрытыми ладонями движения от себя;
3. —————"—————к себе;
4. "шагать" по столу поочередно указательными и средними пальцами обеих рук; t
5. "поскакать" по столу всеми пальцами начиная с мизинца, поочередно;
6. нарисовать в воздухе круг раскрытыми ладонями;
7. собирание в щепоть всех пальчиков (имитируя колокольчик).

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные;
2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления;
3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз;
4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

«Дружная семейка»

1,2,3,4,5 Показ пальцев
Вышли пальчики гулять Имитация шагов пальцами.
Этот пальчик в лес пошел, Растираем мизинец.
Этот пальчик гриб нашел, Растираем безымянный палец.
Этот пальчик чистить стал, Растираем средний палец.
Этот пальчик жарить стал, Растираем указательный палец.
Ну а этот только ел, Растираем большой палец.
От того и потолстел! Показываем его кверху.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много.
Вот: (Загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. («Варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.

Двигательные упражнения на развитие координации движений

Физкультминутка «Доброе утро»

Кто спит в постели сладко? Руки сложены под щекой.
Давно пора вставать! Руки поднимать вверх, подтягиваясь.
Спешите на зарядку Ходьба на месте.
Мы вас не будем ждать!
Распахнуто окошко, Имитировать руками распахивающееся окно.
Нам холод нипочем!
Походим мы немножко Ходьба на месте.
И сон с себя стряхнем! Руками встряхивать.
Но чтоб совсем проснуться,
Нам нужно потянуться. Поднимать руки вверх и подтягиваться.
Начинай! Не спеши.
Через нос ровней дыши. Дышать носом.

«Ножками потопаем».

Цель: развивать общую координацию движений.
"Ножками потопаем, (топают)
Ручками похлопаем. (хлопают)
Наши пальчики, (делают движения указательными
Словно зайчики. пальчиками вверх и вниз)
Наши ручки – птички:
Воробьи, синички. (делают расходящиеся "фонарики")
К Матреше полетели, (делают летящие движения руками, приближаясь к игрушке)
У Матреши сели. (присаживаются, руки кладут на колени)
Зернышек поели, ("клюют" по коленочкам)
Песенку запели.

«Две подружки».

Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.

«На прогулку».

В лес осенний на прогулку
Приглашаю Вас пойти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат – шелестят,
Будто опять закружиться хотят
Ш-ш-ш-ш…(дети кружатся, опускаются на колени, водят руками по полу, качают руками вправо – влево).

«Гости».

Кукла Маша услыхала – (подскоки)
Самой первой прибежала.
Вот шагают петушки – (ходьба с высоким подъемом колена)
Золотые гребешки.
А матрешки, (топающий шаг)
Куклы-крошки,
Ручками захлопали,
Ножками затопали.
А веселые Петрушки
Взяли в руки погремушки,
Погремушки вверх подняли,
Очень весело плясали.

«Яблоки».

Веточки на яблоньке повисли от печали, (поднять руки вверх, кисти опущены)
Яблоки на веточках висели и скучали. (покачать опущенными кистями)
Девочки и мальчики ветки раскачали, (покачать поднятыми вверх руками)
Яблочки о землю громко застучали. (поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены).

«Дует ветер»

Дует ветер нам в лицо
И качает деревцо
Деревцо все выше, выше
Ветерочек тише, тише. ( имитация движений по тексту)

«Мы скачем по дорожке».

Мы скачем по дорожке,
Сменяя часто ножки, (подскоки)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали,
Подойдите, посмотрите,
То уже не аист – птица,
То лягушечка – квакушка (присесть, обхватить руками колени)
Ква-ква-ква кричат подружки.
Скок-скок-скок
Поскакал я, сколько смог.

«Снежинки».

Ой, летят, летят снежинки,
Белоснежные пушинки. (поочередно поднимают и опускают руки)
Это зимушка – зима
Рукавами повела. (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Все снежинки закружила
И на землю опустила.
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки (кружатся, руки в стороны; приседают; выполняя упражнение, нужно все время следить за правильной осанкой).

Динамическое упражнение  «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так, вот так,
Дружно лапы поднимали.

«Воробушки»

Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят,
Полетели, полетели
И на веточки уселись.
Перышки почистили,
Хвостиком стряхнули.
Опять полетели.
На дорожку сели,
Прыгают, чирикают,
Зернышки клюют. (дети, сидя на корточках, поворачивают голову, встают, бегут, взмахивая вправо и влево руками; темп средний; садятся на стульчики, трут руками плечи, крутят попками, снова "летят" (бегают), садятся на корточки, поворачивают голову вправо – влево, имитируют действия птенцов).

«Руки подняли…»

Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу,
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем,
Крылья сложили назад.

«Птички»

Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:
Птички летали,
С ребятками играли.
(бегают по кругу на носочках, помахивая руками)
Крыльями махали, (машут ладонями с широко раскрытыми пальцами)
На деревья сели.(руки на плечи).

«Машина»

Би – би – би
Гудит машина (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук – тук – тук –
Мотор стучит (ритмично хлопают руками)
Едем, едем, едем, едем, - (ритмично потопывают ногами)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу,
Шу – шу –шу –
Они шуршат (потирают ладони)
Быстро крутятся колеса,
Та – та- та –
Вперед спешат (делают ритмичную "вертушку" руками)

«Мы шли»

Мы шли-шли-шли
Землянику нашли
1,2,3,4,5
Мы идем искать опять (наклоняясь левой рукой, коснуться правой ноги, правая рука остается на поясе).
Потом увидим «ягодку» (у левой ноги «сорвать» ее правой рукой)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

«Буратино»

Буратино потянулся,
руки в сторону развел,
Раз нагнулся, два нагнулся
и тихонечко пошел.
(сопровождать слова соответствующими движениями)

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.

Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка.
4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
  • Общие стратегии нормализации жизни семьи:
  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребенку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

 ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ. ПОМНИТЕ -  С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЕНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.
ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЕНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

Удачи, терпения и радости совместной деятельности с малышом!

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Основная литература
1.    Богданова, Т.Г. Сурдопсихология./ Т.Г.Богданова. – М. : 2002.
2.    Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – М. : 2001.
3.    Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. / Л.А. Головчиц – М. : 2001.
4.    Калягин, В.А. Логопсихология./ В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : 2006.
5.    Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей./ В.В. Лебединский – М. : 2002.
6.    Литвак, А.Г. Тифлопсихология./ А.Г. Литвак – Л. : 1985.
7.    Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина – М. : 2003.
8.    Основы специальной психологии./ Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : 2002.
9.    Специальная дошкольная педагогика./ Е.А. Стребелева, А.А. Венгер; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : 2001.
10.    Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства./ Л.И. Солнцева. – М. : 2000.
11.    Специальная педагогика. / Под ред. Л.В. Назаровой. – М. : 2002.
12.    Специальная психология./ Под ред. В.И. Лубовского. – М. : 2003.
13.    Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата./ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М. : 2004.
Дополнительная литература
1.    Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро — и патопсихологии./ В.М. Астапов. – М. : 1982.
2.    Белова, Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика./ Н.И. Белова – М. : 1985.
3.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединского. – М. : 1982.
4.    Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)./ Е.Ф. Архипова. – М. : 1989.
5.    Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети./ Р.М. Боскис. – М. : 1963.
6.    Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения./ А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. – М. : 1972.
7.    Власова, Т.А. Дети с отклонениями в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : 1973.
8.    Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи./ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М. : 2004.
9.    Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.П. Носковой. – М. : 1980.
10.    Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. – М. : 1968.
11.    Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.А. Данилова – Л. : 1977.
12.    Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. : 1984.
13.    Детский аутизм/ Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб. : 1997.
14.    Диагностика и коррекция ЗПР у детей./ Под ред. С.Г. Шевченко. – М. : 2001.
15.    Дошкольное воспитание аномальных детей./ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П.Носковой. – М. : 1993.
16.    Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье./ М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – М. : 1986.
17.    Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков./ Д.Н. Исаев. – СПб. : 2003.
18.    Каган, В.Е. Аутизм у детей./ В.Е. Каган. – Л. : 1981.
19.    Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ Э.С. Калижнюк. – Киев. : 1987.
20.    Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М. : 1998.
21.    Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой. – М. : 1989.
22.    Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье./ Б.Д. Корсунская – М. : 1970.
23.    Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения./ К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др. – М.: 1989.
24.    Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей./ В.И. Лубовский. – М. : 1989.
25.    Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук. – СПб. : 2003.
26.    Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук. – СПб. : 2001.
27.    Мастюкова, Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом./ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М. : 1985.
28.    Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями./ Н.Н. Малофеев. – М. : 2001.
29.    Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе./ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : 2001.
30.    Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : 1997.
31.    Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М. : 2001.
32.    Певзнер, М.С. Дети-олигофрены./ М.С. Певзнер. – М. : 1959.
33.    Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения./ Л.И. Плаксина. – М. : 1998.
34.    Психология глухих детей./ Под ред. И.М.Соловьева – М. : 1971.
35.    Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия./ Под ред. В.М. Астапова – СПб. : 2002.
36.    Рау, Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых./ Н.А. Рау. – М. : 1947.
37.    Трошин, О.В. Логопсихология./ О.В. Трошин, Е.В. Жулина – М.: 2005.
38.    Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР./ У.В. Ульенкова. – М. : 1990.
39.    Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук – СПб., 2001.
40.    Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии./ Л.М. Шипицына, Е.С., Иванов и др. – СПб.: 1995.