Игра с ребеноком

Главной воспитательной задачей родителей дошкольников должна быть помощь ребенку в создании полноценной игры.

Обогащайте сюжеты детских игр.

Игре дошкольника обязательно нужен сюжет, «тема». Иногда ребенок предлагает тему сам, почерпнув ее из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к вам, родителям. Мама, папа, во что мы будем играть?» - вопрос едва ли не ежедневный. Во что? Да во что угодно! Можно поиграть в мамину и папину работу, в труд врача, строителя, учителя.  Но лучше совместить приятное с полезным: «подкинуть» сыну или дочке что–нибудь новенькое, неизвестное. Сегодня поиграем в первобытных людей. Изобразим, как они жили, как охотились на мамонта и медведя, как рисовали в пещерах фигуры зверей, как танцевали при свете дымящихся факелов. Завтра – в то, как жили и сражались древние греки и римляне. А средневековье? Замки, балы, турниры рыцарей, закованных в латы. А век Великих географических открытий? На каравеллах  отправимся в безбрежные просторы океана на поиски, новых загадочных земель. Можно играть и в «будущее». Пофантазируем, что будет через сто, двести лет? За несколько дней вся история проходит на глазах малыша, а главное – с его личным участием. А значит он не пассивен. Он задает вопросы. Ему обязательно нужно знать, чем охотились первобытные люди, во что одевались рыцари, что открывали первые мореходы.

Польза всего этого для малыша огромна:

  • Обогащается запас знаний ребенка, происходит развитие его интеллекта.
  • Развивается личность ребенка, растете сфера его духовных потребностей, интересов.
  • Растет привязанность ребенка к вам, родителям.

Выступайте в игре партнером ребенка.

Для дошкольника важен тот стиль общения, который складывается между ним и взрослым в игре. В обычной жизни мы волей-неволей выступаем в роли учителя: даем ребенку задания, контролируем, поощряем или наказываем. Такой авторитарный стиль общения задан нам самой жизнью: слишком велик разрыв в знаниях, умениях и интересах между нами и малышом. 2-летний ребенок легко мирится с этим, для него это естественно. А вот ребенку постарше этого мало. Ему хочется быть « на равных», хочется видеть во взрослом не только покровителя и учителя, но и партнера и товарища. И это с избытком дает ему ролевая игра, участвуя в которой взрослый ведет определенную роль, а ролевые правила одни для всех. Игра тем и хороша, что в ней и дети, и взрослые – все вносят свой вклад в развитие игрового сюжета. И нередко со стороны малыша этот вклад больше. А следовательно, ребенок чувствует свою силу, свою значимость. Иными словами, стиль общения в игре демократичен. И не случайно именно ролевая игра вносит большой вклад в формирование у дошкольника важнейшего личного качества – независимости в мышлении и поведении.

Будьте осторожными, тактичными, деликатными в своих воздействиях на игру вашего ребенка с другими детьми.

Игра – это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность. Поэтому не спешите вмешиваться в игру, не спешите сразу же разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать. Например, дети играют на улице, определились лидеры, свои правила, традиции. Нимало не интересуясь этим, мама подталкивает свою девочку вперед: «Ну, иди же поиграй с ними!» Девочка медлит, стесняется, она из робких. Она-то наделена проницательностью и чувствует, что нельзя войти в игру «просто так». А может быть, однажды ее не приняли, и теперь нужно время, чтобы попривыкнуть, поискать свой собственный путь к детям…Но мама ждать не хочет, подходит к играющим, тянет свою дочь за руку: «Вот! Поиграйте с ней!» Дети смущены, игра приостановлена, новенькую нехотя принимают. Теперь, кажется, игра может возобновиться, пойти дальше, все еще может быть хорошо. Но бдительное око мамы не дремлет. Новая бестактность: «Почему у вас водят одни и те же? Теперь ее очередь!» Игра прервана, и все неприятные эмоции и чувства направляются к новенькой! Мама хотела помочь, а привела к изоляции ребенка в коллективе детей. Теперь девочке будет еще труднее налаживать контакты с детьми…

Наблюдайте за тем, каков ваш ребенок в игре.

Очень часто родители, которым казалось, что они знают все о своем ребенке, впервые наблюдая за его игрой в коллективе сверстников, бывают глубоко удивлены – они ли это, их собственные дети? Не беда, если по началу в коллективной игре вашему ребенку не достаются главные, лидерские роли, не будем спешить, затормозим свое непосредственное желание помочь, вмешаться. Может быть, скоро малыш сам найдет пути для реализации своего желания стать командиром, сумеет сам заинтересовать партнеров по игре. А может быть ваш ребенок по своему личностному складу вообще не лидер и чувствует себя прекрасно подчиняясь другим. Но он хорошо знает, лучше него никто из друзей не сможет подобрать нужные предметы для игры воспроизвести роль. А может быть, он умеет всех помирить, утешить, если кого-то нечаянно обидели. Родителям не следует навязывать своим детям в игре именно ту роль, на которую им самим бы хотелось бы претендовать. Лучше понаблюдать и принять те игровые ценности ребенка, которые есть у него самого. А вот если вы из наблюдений поняли, что ребенок не справляется со сложными правилами игры в мяч или в классики и поэтому оказывается в игре на вторых ролях, не пожалейте времени, позанимайтесь с ребенком, попробуйте развить его навыки в игре, внушите, что если он захочет, то сможет научиться играть лучше. Этим вы не только обогатите игру, но и поможете ребенку найти свое место в детском коллективе, а это, пожалуй, самая большая радость, которую вы можете принести своему ребенку.