Готовим руку к письму

«Подготовка руки к письму»

Цель: Ознакомление с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.

Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки.

Техника письма требует слаженной работы кисти рук и всей руки, хорошего зрительного восприятия, произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение. Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать.

Упражнения, способствующие подготовке руки ребенка к письму.

Практическое выполнение упражнений. Рисование. Раскрашивание. Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Рисование по опорным точкам; Дорисовывание второй половины рисунка; Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги. Лепка картины из пластилина. Объемные изделия, дощечки, покрытые пластилином для выкладывания на которых используются различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы, арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной величины пуговиц, палочки.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

"Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Графические упражнения способствуют подготовке руки к письму, развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Мы учим ребенка стараться, не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. • Дорисуй картинку по клеткам. • Продолжи узор.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что, когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0.5 см.

Графический диктант – это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Это игровой способ развития у 5 – 7 летних детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить неправильную линию. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

  • Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
  • Взрослый  диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает изображение с образцом). Обратите внимание на посадку ребёнка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Помните, что во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Занятие для ребёнка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребёнка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Работа с ножницами Ребенок должен уверенно пользоваться ножницами;

 Силуэтное и симметричное вырезывание. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов. Вырезание снежинок.

 Складывание бумаги, оригами. Упражнения по складыванию бумаги, делению листа, плетению, изготовлению простых фигурок из бумаги (оригами) тренируют мышцы кисти.
 Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося.

Правила посадки учащихся при письме: 

  • Сидеть прямо, на всей плоскости стула. 
  • Опираться спиной о спинку стула. 
  • Не ложиться на стол.
  • Ноги должны стоять на полу.
  • Голова слегка наклонена влево.
  • Плечи следует держать ровно.
  • Руки лежат на столе, локти слегка выступают за край стола. Положение тетради при письме: под углом 650, нижний левый край должен находиться на середине груди. По мере заполнения тетради она передвигается вверх.

Родители получают памятку «Готовим руку ребенка к письму. Готовим руку к письму Ребенок старшего дошкольного возраста, который идет в школу, должен хорошо владеть такими принадлежностями как карандаш, ручка, ножницы, фломастеры и т.п. К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. 

Требования к организации процесса письма.  

Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке. Когда пишем, соблюдаем следующие правила: Стол, за которым ребёнок будет делать уроки, подобран по росту ребёнка; свет при письме падает слева; сидим прямо; ноги вместе; между грудью и столом расстояние 1.5-2 см; тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову; Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди; Оба локтя лежат на столе. Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, правая рука на месте. Можно начинать писать.

Упражнения на укрепление мышц руки.

Закрашивание, штриховка, срисовывание различных графических образов. Выполнение пальчиковой гимнастики.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером. Мы купили новый веер, Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок. Раз щелчок, два щелчок. Каждый пальчик прыгнуть смог. Обводка по контуру фигур различной сложности. Для проверки координации движения и взаимодействия руки и глаз можно с ребенком провести такой тест: Подготовьте плотный лист бумаги и ножницы. На бумаге нарисуйте три круга, причем каждый круг должен быть нарисован тремя линиями две линии тонкие и одна жирная, (жирная линия по середине, между тонкими) расстояние между линиями должна быть 1.5 мм. А теперь пусть ребенок вырежет круг по жирной линии за одну минуту, если с первого раза не получается, дайте ребенку вторую попытку. Оценка результата. Если ребенок вырезал круг точно по жирной линии, и ни разу не перерезал тонкую - высокий уровень координации движения руки. Не больше двух раз ребенок перерезал тонкую линию - нормальный уровень. Больше двух раз перерезал тонкую линию - низкий уровень.

Желаю успеха!